Ювелирное производство

Зарождение и развитие ювелирного промысла археологи датируют IV-III тысячелетиями до н.э. Об этом свидетельствуют древнейшие находки, составляющие ныне золотой - в прямом и переносном значении этого слова - фонд лучших музеев мира. Искусство древних мастеров Египта, Двуречья, индейцев Америки поражает разнообразием форм, тонким вкусом и фантазией. Остается только сожалеть, сколько бесценных предметов из разграбленных гробниц варварски пошло на переплавку в качестве лома.

Новое время в ювелирном промысле также представлено выдающимися мастерами, сполна использовавшими в своих творениях изумительные свойства желтого металла - цвет, блеск, практически безграничную ковкость и пластичность. Не случайно ювелиры были привилегированным сословием. Сохранился Указ короля Карла I, которым на центральных улицах Лондона выделялись помещения для мастерских.

Первые ювелиры работали по заказам вождей, фараонов, императоров, высшей знати, но к ХVIII веку постепенно возникает фабричное производство ювелирных изделий, значительно расширяется круг потребителей предметов роскоши.

С момента зарождения ювелирного производства и вплоть до наших дней золото ювелирных изделий являет одновременно два лика. Один - эстетический, второй - знаковый. Золотое изделие радует глаз и в то же время проводит социальную границу: богатые владеют ими, бедные - нет. Сохранились документы, четко регламентирующие, сколько золотых предметов может иметь человек в зависимости от его места в сословной иерархии. По книгам и фильмам мы знаем, как еще в начале ХХ века человек демонстрировал свое богатство толщиной золотой цепочки к золотым же часам. Сегодня богатство проявляет себя иначе, хотя порой нисколько не уступает в нелепости. Не так уж редко доводится слышать о золотых ваннах мультимиллионеров, дамских украшениях ценой в приличное состояние, золотых клетках для птичек. Сошки помельче подкрепляют свой статус штамповаными золотыми портсигарами, не представляющими ценности с точки зрения, ювелирного искусства. Это скорее частный золотой запас - так во многих семьях из поколения в поколение хранят дорогостоящие украшения на черный день.

Ценность изделий настоящих мастеров ювелирного искусства непреходяща. В этом отношении показателен пример с так называемой "тиарой царя Сайтофрена". В 1896 году ее сделал Рухомовокий, Парижский Луврский музей заплатил за нее 200 тыс. франков, полагая, что приобретает подлинное произведение скифской эпохи. Через семь лет авторская тайна была раскрыта. Тем не менее, несмотря на конфуз, работа ювелира нашего времени экспонируется в музее декоративного искусства как образец непревзойденного мастерства. Золото не стареет, а мастерство не подвергается девальвации!

Как только ювелирные изделия вышли на массовый рынок, для очень многих они утратили эстетический интерес и стали нишей вкладывания средств. Состоятельные люди из разных слоев общества в странах Азии в наши дни предпочитают покупать незамысловатые безделушки из высококаратного золота (до 23 каратов). В цене этих изделий доля труда составляет не более 20%. Отметим, что и цены на изделия на Востоке постоянно находятся в соответствии с ценой материала. В случае нужды их реализуют на лом с минимальными потерями. Но не только острая необходимость заставляет идти к скупщику драгоценного металла. Это явление может быть массовым,

Очевидец рассказывает, как в 1960 году его застала "золотая лихорадка" в Кувейте. Цена на металл подскочила на рекордный по тому времени уровень - 850 долл. за унцию. Тысячи жителей с пакетами, шкатулками, свертками, коробками, банками, в которых находились золотые изделия, устремились в конторы скупщиков. Ювелиры быстро взвешивали драгоценный лом, также быстро торговались, чтобы успеть обслужить невиданную очередь клиентов, Когда огромная сумма денег специально взятая утром в банке таяла, скупщик паковал товар в чемоданы и направлялся к оптовику. Там ювелирные изделия валялись на полу по колено. Рабочий отправлял двумя руками кольца, браслеты и прочие украшения в тигель с бурлящим расплавленным металлом и через пятнадцать минут сливал жидкое золото в килограммовые формы. Хозяин в это время договаривался по телефону об отправке слитков в тот же день самолетом в Лондон, Цюрих или Бейрут - где больше заплатят. За три месяца этого ажиотажа только страны Ближнего Востока и Индостана выдали "на-гора" около 100 т золота. Это был звездный час розничных торговцев и оптовиков Востока. Несомненно, кое-что перепало и жителям Кувейта, Бомбея, Гонконга, Джакарты, жителям десятков более мелких городов, зачарованных фантастической ценой.

Причины, диктующие массовый "сброс" ювелирных изделий, могут носить самый разный характер. Например, в начале 80-х годов специалисты, занимающиеся проблемами "вторичного золота", зафиксировали значительный рост объемов продаж в Испании. Причина оказалась прозаичной - повышение уровня безработицы. В странах Латинской Америки кроме экономической причины продаж, заявляет о себе и такая, как угроза ограбления. Зачем драгоценные украшения, если их нельзя носить? Впрочем, волны грабежей периодически накатываются на многие страны мира, заставляя владельцев ценных вещей продавать их или хранить в банках.

Новые технологии и материалы существенно влияют на ювелирную промышленность, тем не менее золото по-прежнему остается основным ее сырьем. Золото остается превалирующим металлом в ювелирных изделиях, причем отчетливо прослеживается стремление потребителей покупать золото без драгоценных камней. В соперничестве с платиной золото также остается более предпочтительным.

Спрос на ювелирное золото очень переменчив. Например, в 1970 году ювелирная промышленность переработала 1066 т желтого металла, а через десять лет, в I960 г, всего 127 т. В последующие годы рост потребления золота устойчиво рос, приближаясь к уровню 1970г.

В чем причины столь резких перепадов? Бурное развитие экономики и рост доходов населения, стабильность цены золота - вот гарантии повышения опроса. И наоборот, пятикратное повышение цены золота в I972-I974 годах резко сократило спрос. Такое же действие на рынок оказывают экономические кризисы. Инфляция в свою очередь влечет за собой повышение спроса - потребитель вкладывает средства в надежные ценности. Практически во всех странах мира усиливается тенденция инвестировать накопления в ювелирные изделия.

Кризис отрасли в I960 году привел к заметным структурным изменениям в промышленности и сбыте. Мелкие и слабые предприятия исчезли, оставив рынок крупным, технически оснащенным фирмам. Мощные предприятия торговли начали налаживать собственные производства. В этом отношении ювелирное дело ничем не отличается от других отраслей промышленности.

Бесспорным лидером в ювелирной промышленности мира является Италия. Фирмы этой страны ежегодно перерабатывают в ювелирные изделия почти половину золота, потребляемого промышленностью развитых стран. Здесь быстрее других оценили преимущества крупного производства, позволяющее механизировать технологические процессы, оснащать предприятия новейшим оборудованием, внедрять современные системы управления.

Самый крупный производитель ювелирных изделий - фирма "Гори и Зуччи", разместившая свои предприятия по соседству с Флоренцией. В годы расцвета эта фирма потребляла золота больше, чем промышленность Великобритании, Франции и Швейцарии вкупе. "Гори и Зуччи" - законодатель мод на рынке ювелирных изделий. Ее продукция, как и продукции других итальянских фирм, в основном экспортируется. Достойных конкурентов итальянцам нет ни в странах Европы, ни в СЩА, ни на Востоке.

Примерно треть мирового ювелирного золота осваивается в странах Востока. Здесь еще живо производство ювелирных изделий кустарями, но все напористее поступь современных предприятий. Западноевропейские фирмы, пользуясь дешевой рабочей силой, строят свои предприятия и завоевывают рынок.

Несмотря на преимущества промышленного производства ювелирных изделий, во многих странах мира свой сектор удерживают мелкие мастерские с ручным трудом. Не исчезает спрос на уникальные произведения, созданные талантливыми ювелирами. Их работы оседают в коллекциях богатых людей, так что массовому потребителю не удается даже полюбоваться ими.

Ювелирные украшения делаются из золота самой разной пробы. Низшая - 8 каратов /333-я проба/ и высшая - до 23 каратов /958-я проба/, В каждой стране государство регламентирует пробы, контролирует производство и утверждает пробы готовых изделий. Каким пробам отдает предпочтение покупатель? На Востоке ювелирные изделия традиционно приобретаются для накопления, поэтому спросом пользуется только высококаратное золото. В Западной Европе планка ниже - 14-18 каратов. В Англии, США, Германии спросом пользуются и низкокаратные поделки - от 8 до 10. Определенное влияние на содержание золота в изделиях оказывают дизайнеры, разрабатывающие образцы для массового производства. Они предлагают и цвет изделия от красного до белого, что зависит от примесей - серебра, никеля, меди, палладия. Например, 25 процентов, меди в общей массе сделают золото красным.

Различна и цена на ювелирные украшения в разных странах. Разумеется, их скупают там, где они дешевле, а продают там, где дороже. Так ювелирное золото Италии, Испании, Индии оказывается в США и Англии. Каналы продаж разнообразные - от экспортных поставок, до челночного туризма. Любопытно, что Италия и Испания добывают около 100 кг золота каждая, тем не менее ювелирная промышленность этих стран поглощает сотни тонн драгоценного металла. Даже материально стесненные итальянцы и испанцы экономят на всем, чтобы купить золотую вещь.

Золото в медицине

Новое

Золото
Самый первый металл, который повлек внимание человека

Hosted by uCoz