Эксперименты и трюки

Безотказно покровительствовал алхимикам император Священной Римском империи Леопольд I (1658-1705 гг.). В его лабораториях алхимики проделывали головокружительные эксперименты, восхищавшие Европу.

Достаточно сказать, что некоторые из "чудес" ученые разгадали относительно недавно. Автором одного из них был августинский монах Венцель Зейлер.

Надо полагать, что жизнь в Пражском монастыре изрядно надо ела Зейлеру, а слухи о шикарной жизни алхимиков в резиденции императора Леопольда I подсказали ему, куда следует направить невостребованные способности. Венцель решил стать алхимиком и в 1675 году, похитив красный порошок у собрата и считая это этот порошок философским камнем, он объявился в резиденции императора.

Леопольд I, принимавший таланты дюжинами, приютил и Зейлера, но монах должен был продемонстрировать свои секреты в лаборатории императора, - мрачном подвале с узкими окнами. Мерцающий свет факелов на мощных стенах придавал обстановке что-то зловещее. Зейлер понимал, что приближающиеся минуты определят не только его карьеру алхимика, но, возможно, и жизнь. Немало его предшественников вышли из этого подземелья прямой дорогой на виселицу, окрашенную под цвет золота.

Отступать было некуда и Зейлер сказал, что он частично превратит медный сосуд в золото. Слуга держал медную чашу, ожидая команды Зейлера. Когда чаша раскалилась до красна, монах высыпал на нее щепотку красного порошка. Пробормотав какие-то заклинания, Зейлер повертел медный сосуд в воздухе, а потом погрузил его в чан с холодной водой. И чудо свершилось! Там, где философский камень соприкасался с металлом чаши, виднелся блеск золота.

Монах с облегчением передохнул и повернулся к стоявшему тиглю с ртутью. Когда по его команде огонь усилили, Зейлер заявил, что теперь он окрасит ртуть, до золота. Алхимик облепил воском часть красного порошка и бросил комок в кипящую ртуть. Повалил густой дым, заставивший любопытных закашляться и отвернуться. Через мгновение бурление в тигле прекратилось и расплав затвердел. Зейдель попросил еще поддать огня. Воздуходувка шипела, а глаза придворных не отрывались то пламя углей. Монах неудовлетворенно отметил, что огонь слабоват и уверенно бросил несколько углей в расплав. Когда Зейлер приказал слуге вылить жидкий расплав в чашу, стало очевидно, что содержимое тигля заметно уменьшилось. И снова произошло чудо. Застывающий металл сверкал золотом. Император распорядился отнести полученный металл к золотых дел мастеру, который был наготове.

Мастер взвесил королек на ладони, затем провел кусочком золота по пробному камню. На матовой поверхности остался тонкий след. Ювелир смочил его азотной кислотой, на пробном камне осталось без изменений.

Император с нетерпением ожидал приговор ювелира. Слова мастера были благозвучны: чистейшее, высококаратное золото.

Похвалам не было конца. Зейлер так воспрял, что захотел превратить в золото кусочек, обычного олова. И эта попытка прошла с успехом. Император воскликнул: "Добывайте золото, а мы осыплем вас милостями!"

Император распорядился из алхимического золота чеканить монеты с его портретом, а на другой стороне поместить надпись: "Я превращен из олова в золото могуществом порошка Венцеля Зейлера". Эти дукаты состояли из чистого золота.

Зейлер получил звание "королевского придворного химикуса", а в 1676 году был произведен в рыцари. Венцом карьеры бывшего монаха стало назначение его на пост обермейстера монетного двора Богемии, видимо, Леопольд I серьезно надеялся, что Зейлер может превратить богемские оловянные копи в золотые.

В разных музеях мира и коллекциях нумизматов немало монет и медалей, изготовленных из золота алхимиков. Их украшают надписи: "Чудесное превращение, содеянное в Праге 16 января 1648 года в присутствии его королевского величества Фердинанда III" или "Химическое превращение Сатурна в Солнце, то есть свинца в золото, произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа".

Сегодня трудно понять, почему Леопольд I, достаточно образованный в алхимии человек, не только не уличил монаха в шарлатанстве, но принял его фокусы за чистую монету. В XVII веке приемы алхимиков были хорошо изучены. Еще Аристотель в IV веке до н.э. писал, что сплавы меди с цинком или оловом имеют золотисто-желтый цвет, т.е. уже тогда люди знали, что внешний вид не обязательно соответствует содержанию предмета. Из меди делали "серебро", добавляя в расплав мышьяк. Были, конечно, и фокусники, умершие ловко подбросить в расплав кусочек благородного металла. Известно, что некоторые "мастера" для перемешивания расплава пользовались полой палочкой. Внутри ее находилось золото, а отверстие закупоривалось лоском. Когда нижнюю часть такой палочки опускали в расплав, она мгновенно сгорала, тем самым уничтожалась улика.

Надо отдать должное шарлатанам, демонстрировавшим особую находчивость. Для обмана зрителей они использовали тигли с двойным дном, при нагревании которых золото выливалось в расплав; золото прятали в угли; вдували золотую пыль вместе с воздухом, который подавался воздуходувкой.

Порой демонстрация трансмутации (превращения) металлов выглядела безупречной и разгадать обман сразу не удавалось. Например швейцарец Турнейсер, алхимик и доктор, умудрился однажды наполовину превратить железный гвоздь в золотой, причем сделал он это на глазах кардинала, который засвидетельствовал: "Турнейсер опустил раскаленный гвоздь в красную протраву, и опущенный конец превратился в золото. Произошло это в Риме 20 ноября 1586 года. Гвоздь был выставлен публике на показ как достижение алхимического искусства. В 1730 году Иоганн Кейслер, путешествовавший по Италия, изъявил желание посмотреть этот экспонат, однако не получил вразумительного ответа. Через десять лет вышла книга, в которой Кейслер так прокомментировал случай: "По-видимому уже многие годы стыдятся доказывать этот гвоздь, после того как было объявлено, что это - обман и весь фокус заключается в незаметной пайке." Действительно, Турнейсер умело припаял к железному гвоздю золотое острие, которое покрыл затем соответствующей краской. В процессе алхимических манипуляций краска исчезла и глаза зрителей увидели гвоздь, половина которого была из золота.

Большой популярностью в те годы пользовалось у алхимиков превращение ртути в золото, которое в этой самой ртути было уже "спрятано". Измельченное золото мгновенно растворяется в ртути, при этом окраска ртути не меняется. Такие амальгамы золота остаются жидкими, если содержание драгоценного металла не превышает 10-12%. Отогнать ртуть для алхимика не составляет труда, после ее испарения в тигле останется золото.

Надо отметить, что далеко не каждым алхимик обязательно является шарлатаном. Это не так. Были честные, убежденные люди, ставшие жертвой самообмана. Они непреклонно верили в то, что получали золото при переплавке серебра, ртути, свинца. Ограниченность знаний не позволяла объективно оценить результаты их опытов, которые сводились к обогащению того небольшого количества золота, которое уже находилось в переплавляемых металлах. Например, серебряные монеты чеканки до 1830 года, часто служившие сырьем для опытов, всегда содержали определенное количество золота. Удалять это золото из серебра до чеканки монет либо еще не умели, либо считали слишком дорогостоящим делом.

Возникает вопрос: при чем здесь тогда чудодейственный философский камень? Рецептур его приготовления сохранилось мало. К сожалению, много древнейших рукописей было уничтожено по вине фанатиков христианства, усматривавших во всех древних документах ересь. Так, например, во второй половине IV века византийский епископ Феофил сжег богатейшую библиотеку древних рукописей в Александрии. Во времена крестовых походов фанатичные монахи и рыцари предавали огню арабские города, уничтожая при этом бесценные документы истории. Впрочем, сохранись они до наших дней, отношение к философскому камню не изменилось бы.

Исследователи разгадали, зашифрованные алхимическими символами, сохранившиеся рецепты изготовления философского камня. В них описывается как получить кроваво-квасную жидкость из ртутной руды путем растворения ее в царской водке. Потом смесь нагревали в течение нескольких месяцев в закрытом сосуде - и эликсир готов. Это только один рецепт. Во всех рецептах указывается, что философский камень представляет собой. ярко- квасное негигроскопичное вещество. При его получении из ртути и других веществ оно несколько раз меняет свою окраску - от черной к белой, потом к желтой и красной. Современные ученые пробовали следовать советам алхимиков. В одной из опытов профессор К. ван Ниевенбург из Нидерландов действительно наблюдал описанные изменения цвета вещества. После удаления всей ртути, а также ее солей, ученый получал красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие кристаллы были химически чистыми хлорауратом серебра. Очень может быть, что это образование и было философским камнем. В нем содержится около 44% золота, так что с его помощью нетрудно осуществить поверхностное золочение или сделать сплав, в котором неблагородный металл приобретет облик золота. Другое дело, что это соединение ни при каких манипуляциях не может произвести золота больше, чем содержит само.

Обманчивое золото Неизвестно, пользовался ли Венцель Зейлер веществом вроде хлораурата в своем первом сеансе чудодейства под бдительным оком Леопольда I или прибег к чему-то другому. Но монах продемонстрировал еще один фокус, разгадать который смогли лишь через 250 лет. В Музее истории искусств в Вене хранится медальон. Его диаметр около 40 см, вес белее 7 кг, а по содержанию золота но соответствует 2055 старым австрийским дукатам. На лицевой стороне изображены портреты предков императорского дома, начиная с короля Фарамунда /Увек/ и заканчивая Леопольдом I. На оборотной стороне медальона сообщается, что в год 1677, в праздник святого Леопольда, Венцелем Зейлером был проведен "этот истинный опыт действительного и полного превращения металлов".

Этот медальон был сделал из серебра. Зейлер на глазах у императора, многочисленных придворных, представителей духовенст ва и знати превратил его в золото. Собравшиеся видели, что алхимик опускал медальон примерно на три четвери в какие-то жидкости, которые, как он утверждал, приготовлены из великого эликсира. Потом он аккуратно вытер медальон шерстяным платком. Когда алхимик эффектно убрал платок, все были буквально ослеплены золотым блеском медальона.

И сегодня можно видеть границу, до которой Вексель опускал медальон в таинственную жидкость: верхняя часть медальона осталась серебристой, а нижняя имеет цвет золота и действительно является золотом, что подтвердили королевские ювелиры и современные исследования.

Вот такой фокус выдал бывший августинский монах!

Однако Зейлер недолго пожинал плоды своего ошеломляющего триумфа, его карьера быстро завершилась. Монах вынужденно со знался, что больше делать золото не может. Почему? Ответ на этот вопрос монах унес с собой, в могилу.

Исследователи подсчитали, что Венцель Зейлер обошелся Леопольду I в 20 тыс. гульденов. Зейлер оставил массу долгов придворным и чиновникам, поверившим в его счастливую звезду. Висеть бы Зейлеру на виселице, окрашенной сусальным золотом, но император не возбудил против него судебного дела. Леопольд I отослал монаха в монастырь и оплатил все его долги. Причина столь странного поведения императора кроется, видимо, в медальоне, который несколько веков служит доказательством алхимического искусства. Ювелиры и ученые делали все, что бы проникнуть в тайну превращения серебра в золото: на медальоне и сегодня видны следы взятия проб для анализов. Все исследования завершились одним и тем же вердиктом: нижняя часть медальона золотая.

Возникло подозрение, что медальон состоит из двух частей - серебряной и золотой. Таким манером польский алхимик Сендивогиус обманул императора Фердинанда II. Он также превратил серебряную монету в золотую, но с одной стороны. Обман вскрыли быстро Сендивогиус спаял золотую фольгу с серебряной пластиной и отдал ее в чеканку. Затей он покрыл золотую часть монеты ртутью, в результате чего образовалась твердая серебристая амальгама, которую по внешнему виду не отличишь от серебра. Алхимик залил одну сторону монеты какой-то жидкостью, а затем сунул в пламя. В пламени ртуть улетучилась, а золото осталось.

Обследование медальона показало, что он однороден, не состоит из двух частей. Подержали медальон над огне, чтобы удалить ртуть, если она присутствовала. По ничего не изменилось: верхняя часть осталась серебряной, а золото - золотом, дальнейшее экспериментирование над медальоном было ограничено ввиду его исторической ценности. Как узнать, из чего сделан медальон, если не разрешается брать пробы металла? Rолько через четверть тысячелетия ученые раскрыли тайну медальона и секрет алхимика Зейлера по превращению элементов.

Алхимики долго дурачили императоров, королей, князей и крупных феодалов, не всегда, правда, служба у вельмож заканчивалась полюбовно, как в случае с Зейлером. Когда алхимик Каэтано выманил у Фридриха I кучу золота, а сам не сделал не грамма, прусский король в 1709 году его повесил.

Казалось бы, подобные случаи, а их было много, должны были послужить уроком потомкам королей, но те продолжали попадаться на удочку алхимиков. Фридрих II в конце концов признался: "Ал химия - это род болезни; кажется, на какое-то время она излечена разумом, но вдруг вновь возвращается и поистине становится эпидемией…" Его наследник Фридрих-Вильгельм II решил покончить с алхимией с чисто прусской строгостью. В своде законов от 1791 года записано: "Люди, которые обманывают публику мошенническими действиями, как алхимики, изгонители духов, предсказатели, кладоискатели и т.п., помимо уплаты обычного штрафа за мошенничество, помещаются в каторжную тюрьму от 6 месяцев до 1 года и выставляются на площади".

Алхимия демонстрирует живучесть

Новое

Золото
Самый первый металл, который повлек внимание человека

Hosted by uCoz